ЕВАНГЕЛИЕ ДОСТОЕВСКОГО
Ф. М. Достоевский. Белая ночь. Художник Илья Глазунов, 1983 г.
БЛАГАЯ ВЕСТЬ.
Факсимильное издание
из коллекции Музея книги
Научной библиотеки СурГУ
Выставку подготовили библиотекари:
Рогова Е. Б., Махина С. А., Шелестова Е. С.
КУЛЬТУРНЫЕ АРТЕФАКТЫ
НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ
«Достоевский не расставался с этой книгой ни на каторге, ни в последующие годы. Она была не просто его настольной книгой — она была книгой всей его жизни. Все его произведения, написанные после каторги, пересыпаны цитатами из Нового Завета, аллюзиями на тексты Священного Писания. Многие евангельские образы лежат в основе его философских воззрений, многие изречения Христа становятся отправной точкой в рассуждениях героев его романов. Достоевского невозможно понять без понимания той исключительной роли, которую сыграло Евангелие в его творчестве и жизни».

(Митрополит Илларион (Алфеев, И.) Евангелие Достоевского. 2022. С. 11)

Из коллекции Музея книги НБ СурГУ

«Название книги – «Евангелие Достоевского» – имеет двойной смысл. Речь в ней пойдет не только о том Евангелии, которое он всю жизнь читал, но и о том, которое писал. Ибо его творчество было «благой вестью» для русского народа – пророческой и апостольской вестью о спасении через Христа».

(Митрополит Илларион (Алфеев, И.) Евангелие Достоевского. 2022. С. 5)

«...я – дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже… до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И, однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа…».


(Достоевский, Ф. М. Собрание сочинений в 15 т. Т. 15. Письма. 1834–1881. С. 96)

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною».

(Откровение ап. Иоанна Богослова (Апокалипсис). Глава 3, стих 20)

В 1849 году после участия в заседаниях кружка петрашевцев Ф. М. Достоевский был приговорен к каторге и отправлен из Петербурга в Омский острог. Его путь лежал через Тобольск, где произошла судьбоносная встреча с женами декабристов. От них Федор Михайлович получил в дар Евангелие. Это событие повлияло на всю его последующую жизнь. После четырех лет каторги писатель отбыл в Семипалатинск рядовым в 7-ой сибирский линейный батальон...
По этапу в Сибирь...

Сообщение о приговоре суда по делу петрашевцев. «Ведомости Санкт-Петербургской Городской Полиции» от 24 декабря 1849 г.

«Приговор смертной казни расстреляньем, прочтенный нам всем предварительно, прочтен был вовсе не в шутку; почти все приговоренные были уверены, что он будет исполнен, и вынесли, по крайней мере, десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти».

В ночь на 23 апреля 1849 г. в Петербурге были арестованы петрашевцы. Среди них находился писатель Федор Достоевский, посещавший «литературные пятницы» кружка. Петрашевцы кри­ти­ко­ва­ли об­щественно-по­ли­тический строй Российской им­пе­рии, об­су­ж­да­ли пу­ти его из­ме­не­ния.
После продолжительных допросов они были отправлены в казематы Петропавловской крепости.

Санкт-Петербург. Петрашевцы. Приговор
Исполнение приговора над петрашевцами. Иллюстрация из книги Леонида Гроссмана «Достоевский», 1963 г.

В «Записках из Мертвого дома» Достоевский писал:
По пути в Омский острог была сделана остановка в Тобольске. Одним из самых запоминающихся событий на пересылке в Тобольске стала встреча с женами декабристов Натальей Дмитриевной Фонвизиной, Жозефиной Адамовной Муравьевой, Прасковьей Егоровной Анненковой и её дочерью Ольгой Ивановной.

«Эту книгу, с заклеенными в ней деньгами, подарили мне еще в Тобольске те, которые тоже страдали в ссылке и считали время ее уже десятилетиями и которые во всяком несчастном уже давно привыкли видеть брата».
Тобольск. Сила слабых
Художник П. Ф. Соколов, 1825 г.
Художник П. Ф. Соколов, 1830-е гг.

Автор и год неизвестны
Вид части города Тобольска.
Художник Е. М. Корнеев, 1802 г.
«Жены декабристов» — собирательный образ. Кроме них, в заботах об арестантах участвовали дочь декабриста О. И. Анненкова (в замужестве Иванова), дочь тобольского прокурора М. Д. Францева, лекарь, смотритель острога и даже жандармы.
«Мы увидели этих великих страдалиц, добровольно последовавших за своими мужьями в Сибирь. <...> Они благословили нас в новый путь, перекрестили и каждого оделили Евангелием — единственная книга, позволенная в остроге. Четыре года пролежала она под моей по­душкой на каторге. Я читал ее, иногда и читал дру­гим. По ней выучил читать одного каторжного».
Иллюстрации к "Запискам из Мёртвого дома". Художник Н. Н. Каразин, 1893 г.
На каторге рождается новый Достоевский, там он пережил всю свою жизнь, переоценил все свои поступки:
В январе Достоевский вместе с соратником Дуровым был отправлен в Омский острог. О жизни в этот период Достоевский рассказал в «Записках из Мертвого Дома»:

«Физическая сила в каторге нужна не менее нравственной для перенесения всех материальных неудобств этой проклятой жизни» [2, с. 211].

«Летом духота нестерпимая, зимою холод невыносимый. Все полы прогнили. Пол грязен на вершок, можно скользить и падать. Маленькие окна заиндевели, так что в целый день почти нельзя читать» [3, с. 89].
«Я не уныл и не упал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди и быть чело­веком между людьми и остаться им навсегда ˂…˃ Я сознал это» [3 с. 82].
Омск. Каторга. Утешение и вдохновение
«Ведь этот народ необыкновенный был народ. Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего» [2, с. 274].

Федор Достоевский на каторге. Художник Г. М. Коржев, 1925 г.
В «Сибирской тетради» из 486 записей примерно треть составляют жаргонизмы. В языке произведений Достоевского жаргон встречается как средство речевой характеристики персонажа. Главной задачей писателя было собрать именно «народное слово».
Из коллекции Музея книги НБ СурГУ.
Сибирская тетрадь
На каторге заключенным запрещалось писать. Федору Михайловичу повезло с комендантом крепости А. Ф. де Граве, который старался облегчить его существование, а также с доктором острога И. И. Троицким. Достоевский часто лежал в тюремном госпитале, где ему удалось тайно создать записи – так называемую «Сибирскую тетрадь».

«Конечно, остроги и система насильных работ не исправляют преступника; они только его наказывают и обеспечивают общество от дальнейших покушений злодея на его спокойствие. В преступнике же острог и самая усиленная каторжная работа развивают только ненависть, жажду запрещенных наслаждений и страшное легкомыслие».

(Достоевский. Ф. М. Записки мертвого дома. С. 15)

Достоевский
Фрагмент из сериала Владимира Хотиненко (Россия, 2011).
Миросозерцание в произведениях Достоевского

Евангелие с многочисленными пометами Достоевского в дальнейшем сопровождало всю его жизнь, сыграв исключительную роль в творчестве писателя. Оно является ключом к его мировоззрению. Особенно это прослеживается в романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы».

Центром произведения стала глава, где Раскольников слушает отрывок о воскрешении Лазаря. Он увидел события с точки зрения Сони, которая возлагает на евангельский текст все свои надежды. Библейскому отрывку отводится главная роль в сюжете романа.

Достоевский через своих героев ставит вопросы о смысле жизни, смерти, зла и страдания в мире. Отрывки из Евангелия, имеющиеся в «Идиоте», содержат ответы на сомнения главных героев.

В роман введены два обширных евангельских отрывка и многочисленные евангельские цитаты. Первый — это разговор между Ставрогиным и Тихоном, представляющий исповедь главного героя.

Весь роман создается на фоне Евангелия. К этому роману поставлены эпиграфом евангельские слова: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода".

(Евангелие от Иоанна, Глава ХП, 24)

Иллюстрации И. Глазунова к произведениям Достоевского
Использованы серии фильма "ЕВАНГЕЛИЕ ДОСТОЕВСКОГО"


Три города Ф. М. Достоевского
Видеоэкскурсия
#СмотриДома | Три города Ф. М. Достоевского | Видеоэкскурсия (2020)

Факсимильное издание «Евангелие Достоевского» в Музее книги

Уникальное факсимильное издание «Евангелие Достоевского» было передано в Научную библиотеку на заседании Попечительского совета в день празднования 26-летия Сургутского государственного университета.

Издание осуществлено при поддержке Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска».

Инициатором передачи «Евангелия Достоевского» в Музей книги НБ СурГУ стал заместитель генерального директора по кадрам ПАО «Сургутнефтегаз» М. Ф. Кириленко. Оригиналы изданий хранятся в Российской Государственной библиотеке.

МУЗЕЙ КНИГИ НБ СУРГУ

Новый завет. Факсимиле издания 1823 года. Описание маргиналий
Том 1
Сибирская тетрадь. Факсимиле
Том 2
Исследования. Материалы к комментарию
Том 3
Свидетельства. Критика. Богословие
Евангелие Ф. М. Достоевского
Слово от издателя
Приглашаем посетить экспозицию в Музее книги
Для получения дополнительной информации обращайтесь:
пр. Ленина, 1, НБ СурГУ, каб. 422
телефон +7(3462) 76-28-27
e-mail: igonina_ng@surgu.ru
Режим работы
понедельник пятница
09:00–17:00
суббота, воскресенье
выходные дни
перерыв
12:00–13:00
Мы в соцсетях
Все фото и видеоматериалы принадлежат их владельцам и используются для демонстрации. Пожалуйста, не используйте контент шаблона в коммерческих целях.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website